История и семантика
Что такое квест?
Откуда есть-пошло слово диковинное
Этимология, семантика, квесты.

̶У̶в̶а̶ж̶а̶е̶м̶а̶я̶ ̶к̶о̶м̶и̶с̶с̶и̶я̶,̶ ̶в̶ ̶м̶о̶е̶м̶ ̶с̶е̶г̶о̶д̶н̶я̶ш̶н̶е̶м̶ ̶д̶о̶к̶л̶а̶д̶е̶ ̶р̶е̶ч̶ь̶ ̶п̶о̶й̶д̶е̶т̶ ̶о̶…

Под каким только соусом нынче не подают квесты…
Куда ни посмотри - всюду они. Расплодились, как ̶ч̶е̶р̶в̶и̶ грибы после дождя. Захотел в туалет? Сначала пройди квест.

На полном серьезе. Слово вошло в моду (когда успело - поговорим чуть ниже), а всё модное, увы, подхватывается бездумно. Слышали звон? Надо повторить, в тренде же. А где этот звон - не удосуживаются проверить.

Во-первых, поделюсь с вами лёгким лайфхаком. Как понять, квест вам предлагают (онлайн/оффлайн, неважно) или не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку?

Очень просто. Задайте проверочный вопрос: "А что такое квест?"

И наслаждайтесь произведенным эффектом.

Мне по-разному отвечали. До сих пор жалею, что конспекты не вела: такие перлы попадались. Как-то мне сказали: "Квест - это вопрос".

Аплодирую стоя - и прохожу мимо. Если "квестолог" путает квест и викторину, это действительно вопрос. К компетенции.

Во-вторых, расскажу вам, что же такое квест - и какова история возникновения этого понятия в первородном виде и в том виде, в котором он известен нам ныне.

Короткое определение очень просто: квест = поиск.

Да, корень тот же, что и в слове "question". Вот только смысл иной.

  • Наше (а может, и предыдущее) поколение впервые услышало слово "квест", когда этот жанр появился в компьютерных игрушках. Какое-то время слово ассоциировалось исключительно с виртуальными играми, прежде чем сошло с мониторов и обрело новую жизнь в реальности… Стоп. А почему новую жизнь? Когда же была старая? Давным-давно, еще до нашей эры.

    Правда, слово "квест" вошло в обиход уже с распространением рыцарских романов, то есть в средневековье. Один из самых известных вариаций квеста - поиск Чаши Грааля: рыцарь отправляется на поиски (в том числе и духовные) с определенной целью, на своем пути сталкиваясь со множеством препятствий (материальных и нематериальных). Пройдя эти препятствия и справившись с вызовом, герой романа получает вознаграждение (далеко не всегда это золото-бриллианты, иногда речь идет о более высокодуховных элементах), и, самое главное, приходит к цели лучшей версией себя.

    Цель. Поиск. Препятствия/задачи. Саморазвитие.

    Вот они - элементы классического квеста. Тренировка тела, ума, духа. И все это на пути к чему-то важному.

    Давайте вспомним примеры до нашей эры. Гомера все читали? Ну, по крайней мере, слышали. Хотите еще старее? Пожалуйста, "Гильгамеш". Хотите ближе к родине? Да сколько угодно: Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.

    Это все квесты. Настоящие, полноценные.

  • Уже в нашем веке появились так называемые "квесты в реальности" - в основном это всякие эскейп-румы. Элементы классики в них действительно есть: цель, задачи, поиск. Иногда даже сюжет. Путешествия нет, поскольку всё происходит в закрытом пространстве. Но, по крайней мере, суть слова организаторам понятна.

    А потом Остапа понесло.
    Сейчас заглянешь в соцсети - все "квестами" пестрит. Копнешь поглубже - и хватаешься за голову. Поиск? Какой еще поиск? Сюжет? Не, не слышали. Сценарий? Вот заморачиваться еще… Я очень не люблю, когда обесцениваются слова и история - особенно ТАКАЯ история.

    Профанация неизбежна, и это я тоже понимаю. Но упростить - не значит исказить. Тем не менее, искажения на каждом шагу…
    Что делаю я и все квестологи нашего сообщества, создающие живые пешеходные квесты? Исправляем недоразумения:). А если серьезно - в своих квестах приближаем участников к сути того самого рыцарского романа.
  • Пишем сюжет - часто исторический в сочетании с детективом, кладоискательством, мистикой (что связано с искомыми событиями). Определяем цель поиска. Прокладываем маршрут путешествия наших современных рыцарей и готовим для них хитроумные препятствия и задачи (чаще интеллектуальные, но иногда и физические:)). Вознаграждаем сокровищами.

    Всегда держа в памяти главную цель - саморазвитие. Потренировать мозг, узнать больше о своей истории, исследовать город/страну, отправиться в приключение...
    Ведь, в конечном счете, этот нематериальный бонус гораздо важнее любого сокровища.

    Qui quaerit, repent.